17.03.2017

ПРЕССА ЧАСОВОЙ БИЗНЕС 1\17

 «Не ожидал» — самая точная фраза, которой можно описать впечатления от январской поездки в Чистополь. Не ожидал прокатиться на шикарном поезде, не ожидал увидеть столь цветущий город, и уж точно не ожидал увидеть то старание, с которым здесь относятся к часовому производству.

 ТЕКСТ: Вячеслав МЕДВЕДЕВ (Главный редактор журнала «Часовой Бизнес» VMedvedev@mywatch.ru)

 

 КУЛЬТУРНЫЙ ШОК

                        Билеты в Чистополь я взял в последний момент, за 8 часов до отхода поезда. Январь — один из самых плотных рабо­чих периодов, и выкроить 2 дня, чтобы приехать на 70-летие бывшего генераль­ного директора «Востока» Владислава Цивилина, было очень сложно. Однако за пару дней до события сразу несколько человек позвонили и практически ско­мандовали: «бросай все и поехали, не пожалеешь»!

                        В поезде меня ждал настоящий культурный шок. Когда-то я бывал в Чистополе настолько часто, что персонал вагона-ресторана фирменного поезда «Татарстан» знал меня в лицо. Но с тех пор прошло больше 10 лет. Теперь в Казань ходит новый двухэтажный состав. Я специально взял билет на 2-й этаж, на верхнюю полку. Как и любую госмонопо­лию, РЖД принято ругать. Но в железно­дорожной системе многое поменялось. Вполне удобный сайт, электронные биле­ты, на завтрак — омлет- блины- каша в купе, комфортные вагоны с биотуалета­ми и прекрасной шумоизоляцией, чистое белье, wi-fi и телевизоры... Кстати, ваго­ны отечественные  сделаны в Твери. Поезд стал только началом поездки. Знать, что к 1000-летию Казани город отстроили лучше Москвы, — это одно, а увидеть своими глазами — другое. Если кто не был, рекомендую съездить, это краше большинства европейских сто­лиц! И полный шок вызвал Чистополь. Город преобразился до неузнаваемости. В середине 2000-х он находился в явном упадке: облезлые дома, старые авто и городская гостиница, про состояние которой печатными словами рассказать нельзя.

            Причинами той печальной картины были часовой завод и построенный мост через Каму. Всплеск спроса на «Командирские» закончился в 2001-м, после чего «Восток» столкнулся с трудностями сбыта. К этому добавились проблемы с персоналом. Появление моста избавило Чистополь от проблемы транспортной недоступности, часть населения стала ездить работать в Казань. В результате доходы градообразу­ющего предприятия резко пошли в низ, а с ними и все остальное.

                        Однако с тех пор Чистополь адапти­ровался к новой ситуации. Город совер­шенно непохож на провинциальное захолустье: дома сияют, отстроен новый стадион, средний возраст авто моложе, чем на улицах Москвы. Адаптировалась и «площадка часового завода», как ее называют местные.

                        Еще в начале 1990-х на базе ЧЧЗ «Восток» было создано несколько пред­приятий, и сейчас в его корпусах рабо­тает несколько десятков фирм самого разного профиля. Они выпускают водо­счетчики, автомобильную аппаратуру, приборы для военных и даже тротуарную плитку. Часовое производство является лишь одним из многих, не самым боль­шим по выручке, хотя и одним из круп­нейших по составу сотрудников.

                        Во времена расцвета в Чистополе выпускалось до 280 000 часов ежеме­сячно, сейчас — около 20 000. Можете представить сокращение любого пред­приятия в 14 раз? Я видел «ужатые» производства «Ракеты», «Мактайма», «Зари». Нечто подобное ожидал встре­тить и в Чистополе. На деле же попал в сконцентрированное, но поддерживае­мое в идеальном состоянии и порядке предприятие.

ПРЕДЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

                        В 2009-м году часовое производство прошло через процедуру банкротства. В Пензе, Угличе и Москве финалом стало закрытие заводов. В Чистополе нашлись люди, которые решили попытаться сохра­нить предприятие, вложить в него свои деньги и силы. Ими стали Сергей Тищенко, Иван Грачев и Владимир Мосин. Все обо­рудование, когда-то рассредоточенное по нескольким корпусам на огромной тер­ритории, было собрано в одном корпусе. Бывшие многочисленные трибо-колесные и платинно-мостовые цеха, цеха и участ­ки по выпуску корпусов, циферблатов, стрелок, балансов, а также гальваника, сборка, ОТК и склад разместились на трех этажах бывшего сборочного корпуса, и начали работать практически с нуля.

                        «Часовой завод в миниатюре» зани­мает несколько тысяч метров площа­ди и насчитывает 450 сотрудников. Сделать его меньше не получилось. По словам генерального директора Сергея Тищенко, это минимум, ниже которого опуститься нельзя: убери хоть один из имеющихся станков — и разорвется тех­нологическая цепочка.

                        Таким образом, даже максимально ужатый «Восток» существенно крупнее большинства швейцарских мануфактур. Причина в том, что здесь действитель­но полный цикл производства часов. В Чистополе делают корпуса начиная с вырубки заготовки из металла до поли­ровки, гальваники и финальной сборки; наносят рисунок на циферблаты, в том числе — светомассу; изготавливают коле­са, балансы и даже спирали. Все это не от хорошей жизни: в отличие от Швейцарии, в России не существует поставщиков комплектующих, и выживание предпри­ятия зависит от способности опираться на собственные ресурсы.

                        Большая часть оборудования работает еще со времен СССР, часть была купле­на в 1990-х и начале 2000-х у закры­вавшихся других часовых заводов. Хотя финансовое положение предприятия далеко до шикарного, здесь стараются по возможности обновлять станочный парк. Последним приобретением стал пятикоординатный обрабатывающий центр. Денег хватило на китайский, но это не важно: со своими задачами он справляется прекрасно. По возможности делается обновление помещений, пре­жде всего тех, где работают люди.

                        Кстати, здесь стараются заботиться о сотрудниках –и для работы, и по быту созданы очень хорошие условия. Средняя зарплата составляет 25 000 рублей. Много это или мало для Чистополя? В Чистополе есть предприятия, где платят в полтора раза больше, а в часе езды — Казань. Персонал — главная пробле­ма часового завода. Расходы на оплату труда превышают половину общих затрат предприятия, при этом найти специалиста нужной квалификации в бывшем городе часовщиков оказывается проблематично. Часовое производство очень специфич­ное, чтобы научиться многим операциям требуется значительное время, а заме­нить человека роботом невозможно. И если с точки зрения станочного парка выпуск может быть увеличен в 3-5 раз, то такой рост очень быстро упрется в челове­ческий потенциал.

                        В ассортименте завода — старые-добрые «Командирские» и «Амфибия». В свое время чистопольские часы были более чем известны в мире, и определенный спрос сохраняется до сих пор. Например, китайские туристы интересуются именно часами с аутен­тичными российскими механизмами. Значительная часть механизмов постав­ляются российским и зарубежным ком­паниям, собирающим часы под своими марками. Помимо стандартной комплек­тации, здесь делают и механизмы с раз­личными вариантами декорирования: синие винты, шлифовка и т.д.

                  Сегодняшние акционеры и руково­дители завода сами начинали в цехах «Востока», и прекрасно понимают потребности производства. Их любовь к часовому делу — одна из причин, по кото­рым предприятию удается держаться на плаву. Достойно уважения, насколько много сил и средств здесь инвестируют в качество. Например, не поскупились на затраты и прошли сертификацию по системе ISO-9000, а служба контро­ля качества является одним из самых серьезных подразделений на предпри­ятии. Каждый механизм проходит тести­рование на протяжении 7-10 дней, а тща­тельности предсборочного визуального контроля корпусов и циферблат позави­дуют большинство швейцарских фабрик. предпри­

Собранные часы обязательно тестиру­ются на водонепроницаемость. Часть испытательного оборудования осталась со времен «большого» завода, а недав­но были закуплены более современ­ные промышленные приборы, которые позволили выявить и устранить ряд недо­четов. Заводчане понимают важность высокого качества продукции, и охотно сотрудничают со своими покупателями над совершенствованием механизмов.

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

                        Во всех вопросах, касающихся производ­ства, чистопольцы заслужили самых высо­ких оценок. Они сумели не просто сохра­нить завод, но и занимаются совершен­ствованием механизма. Четкость работы и безупречный порядок в цехах заворажи­вают. В январе этого года на предприятии побывали представители сразу нескольких заказчиков — сборочных компаний, и все они отмечали очень серьезное отношение к производству. По их отзывам, уровень качества механизмов оказывается вполне приличным для своей цены.

                        Но не буду говорить, что в Чистополе все идеально. Экономика предприятие колеблется около точки безубыточности. По словам Тищенко, при нынешних ценах (примерно 1200 на «Командирские» и 700 на механизмы) она находится около 25 000 часов и механизмов в месяц. Сейчас получается продавать порядка 20 000. В прошлом году закрыть разрыв помогло Министерство обороны, которое заказа­ло 40 000 часов. Внимание руководства сконцентрировано на производстве и не хватает на маркетинг. Большие пробле­мы с квалифицированным персоналом, особенно в части дизайна, инженерных кадров, того же маркетинга. Без допол­нительного стимулирования известность «Командирских» постепенно слабеет.

                        Чтобы повысить цену и спрос на про­дукцию, нужны серьезные усилия по про­движению. Причем не только конкретно «Командирских», но и российских часов как таковых. У финансистов принято, что инвестиционный рейтинг компании не может быть выше инвестиционного рей­тинга государства, в котором она базирует­ся. Интерес потребителей к продукции кон­кретной марки тоже определяется общим имиджем товаров, сделанных в стране.

                        Вторая проблема — обновление модельного ряда. Чистопольцы умеют производить, но здесь всегда не хвата­ло людей, способных определить, какая продукция будет востребована рынком, и разработать новый дизайн.

                        Что-то, что сложно для одной компании, по силам объединению. Сейчас удачный момент для возрождения старых совет­ских марок, причем повышение имиджа российских часов одинаково выгодно всем участникам рынка. Сегодня сбороч­ные компании испытывают сложности с поставщиками комплектующих, а мно­гие оптовики хотели бы иметь собствен­ные марки, чтобы не зависеть от брен­дов. Вполне возможно, что интеграция могла бы оказаться выгодной для многих операторов рынка. У одних есть опыт, понимание рынка, у других — 75-летний опыт производства механизмов и часов. Если взяться за дело, то через пару лет мы вполне сможем восторгаться отече­ственными часами, как сейчас — отече­ственными вагонами.

 

1/17             ЧАСОВОЙ БИЗНЕС  http://timeseller.ru/articles/chistopolskij_chasovoj_zavod_vpechatleniya_ekskursanta_.html

Узнайте больше о часах

Уход за часами

Гарантийные обязательства. 

Часы Командирские

Прикоснитесь к истории создания
самых популярных часов в России

Где купить?

Найдите ближайший к вам
мастерскую или сервис